Правительство намерено возродить дорожные фонды. А пополнять их будут из акциза на бензин и транспортного налога. Помимо того что автомобилистам по-прежнему придется платить этот налог, правда, уменьшенный, им еще нужно будет раскошелиться - на повышенную стоимость топлива.
Такая схема пополнения дорожных фондов заложена в законопроекте, который предложил минфин.
Этот вопрос обсуждался вчера на совещании по вопросам развития транспортной системы в Совете Федерации. Заместитель председателя Совфеда Светлана Орлова предложила к обсуждению важные новации.
Министерство финансов предлагает повысить стоимость топлива, включив в него акциз. Причем акциз предлагается вводить постепенно. В 2011 году увеличить стоимость топлива на 1 рубль, в 2012-м - еще на рубль, и в 2013-м прийти, наконец, к желаемому результату - 3 рубля в бюджет за литр бензина или солярки. Эти деньги пойдут в местные бюджеты. А точнее в местные дорожные фонды. И тратить их будут только на строительство или содержание дорог. Однако в минфине посчитали, что только акциза на столь серьезную задачу не хватит. Поэтому они предлагают сохранить транспортный налог. Правда, сократив его вдвое. И вот тут возникает очень много вопросов.
Уже довольно давно из нашего законодательства предлагается убрать транспортный налог. А чтобы компенсировать бюджетные поступления, предлагается ввести акциз на бензин. Таким образом разрешится одна из вопиющих несправедливостей: платить будет тот, кто ездит, а не тот, кто имеет автомобиль.
Непонятность и даже абсурдность ныне существующего транспортного налога признают и законодатели, и исполнительная власть. Действительно, платить приходится непонятно за что. Налог исчисляется исходя из количества лошадиных сил двигателя. Но кто и где сказал, что мощный легковой автомобиль гораздо больше изнашивает дороги и портит атмосферу? Разве владелец "Субару Импреза" с мощностью 250 лошадиных сил опаснее для асфальта, чем "Камаз" с мощностью 210 сил?
Есть еще один нюанс: владелец автомобиля с мощностью 151 лошадиная сила платит налог в три раза больше, чем хозяин машины с мощностью 150 л.с. Одна лошадиная сила, а какая разница!
К недостаткам транспортного налога можно добавить еще и путаницу в документах налоговых инспекций, которые требуют уплаты налога за давно проданный автомобиль. Выстраиваются очереди в налоговой из людей, требующих перерасчета неправильно выписанного налога. Велики затраты на работу огромного штата налоговиков, которые пытаются разобраться со всеми этими проблемами, на услуги почты, которые доставляют миллионам автовладельцев "письма счастья"...
Плюс ко всему налог надо оплатить сразу и весь. А это деньги из семейного бюджета. Для хозяина "Рено Логан" 300 рублей в год - не большие затраты. А для владельца седельного тягача "МАН" мощностью 400 л.с. 64 тысячи рублей, которые надо в один прекрасный момент вынуть и заплатить из собственного кармана - уже серьезный удар. Понятно, что надо копить, откладывать, а вдруг накануне машина потребует ремонта?
В этом плане давно продвигаемая идея оплаты транспортного налога, который был бы включен в стоимость бензина, очень привлекательна. Сумма, которую сейчас требуется заплатить единовременно, размазывается на целый год. Продумана и процедура. Акциз будет платить производитель топлива, то есть нефтеперерабатывающий завод. А потом собирать потраченные средства с заправок, которые их будут получать с нас, водителей. Причем в минфине предполагают, что нефтеперегонщики будут столь щедры, что, возможно, наценку на поставляемое топливо сделают не рубль, два, три, а несколько меньше. Таким образом конечный потребитель заплатит даже меньше, чем ему бы пришлось платить в качестве транспортного налога.
При этом, как утверждают представители минфина, благодаря тому, что деньги будут идти непосредственно на дороги, сократится количество ремонтов машин, увеличится скорость, сократятся пробки, что принесет автовладельцу экономию в том числе и на топливе. По расчетам министерства, если сейчас в стоимости продукта, доставленного в магазин, расходы на горюче-смазочные материалы составляют от 10 до 15 процентов, то при включении акциза в стоимость топлива эта составляющая увеличится лишь на 0,4 процента.
Однако одного акциза на пополнение дорожных фондов показалось мало. Ведь их планируется собрать в первый год лишь на 154 миллиарда рублей. А в дорожные фонды собираются выделить по началу аж 313 миллиардов рублей. К тому же математика деления акциза следующая: первый год - 50 копеек в федеральный бюджет, 50 копеек - в местный. Второй год: весь рубль целиком в местный бюджет. На третий год: дополнительный рубль опять пополам между федеральным и местным бюджетом.
Поэтому откуда добирать оставшуюся сумму? Понятно, что федеральный бюджет тоже подкинет. Но минфин рассчитывает добрать нехватку с автовладельцев. А поэтому транспортный налог предлагается сохранить, правда, урезав в половину.
Примечательно, что для машин до 150 л.с. местным властям будет дано право сократить транспортный налог хоть до нуля. Вопрос, пойдут ли на это власти? Есть определенные сомнения. И несмотря на обещания минфина привлечь все собственные механизмы для понуждения регионов к такому популярному шагу, вряд ли большинство регионов на это пойдет. Кому ж захочется расставаться с деньгами, даже если они идут только на дорожное хозяйство.
Кстати, все поступления от акцизов и от транспортного налога должны будут поступать именно в дорожные фонды и никуда более.
Впрочем, все эти предложения вызвали серьезную обеспокоенность представителей транспортной общественности. Действительно, если вводим акциз, почему оставляем налог? Как минимум это обман. Ведь изначально предполагалось, что акциз полностью заменит налог. Теперь получается, что платил там, еще заплати и здесь. А если учесть, что у нас еще собираются развивать строительство платных дорог, то еще заплати и за проезд? Не дорого ли обойдется автолюбителю приведение в порядок автодорожного хозяйства? Так по подсчетам представителя профсоюза профессиональных автовладельцев, среднему хозяину фуры придется за год потратить только на налоги и акцизы более 120 тысяч рублей.
Впрочем, минфин уверяет, что транспортный налог - это временная мера. На переходный период. Но как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.
Кстати, у сборов за бензин есть несколько серьезных недостатков. У нас есть довольно большая категория людей, которые освобождены от уплаты транспортного налога. При включении в стоимость бензина этого акциза их льгота попросту пропадет. Второй нюанс, никто не учитывает, что в стране довольно много автомобилей, которые ездят на газе. В большинстве случаев это автобусы и грузовики. В стоимость газа пока никто не собирается включать акциз. Так что, если хотите сэкономить, обзаводитесь газовым оборудованием.
По материалам "Российской газеты" № 5295 (216) от 24 сентября 2010 г.
Консультация менеджера по выбору санатория: +7(961) 444-23-23; +7(928) 313-96-46; +7(918) 782-38-46. Звоните! Всего запрошено консультаций - 9010497