На волне развития Северо-Кавказского федерального округа, возникают все новые и новые планы по освоению дикой природы Северного Кавказа. Но, к сожалению, практически каждый из них мало согласуется с сохранностью уникальной природы Кавказа. В число таких проектов вошла и инициатива по строительству дороги Черкесск-Домбай-Сухум по маршруту старой Военно-Сухумской дороги.
Идею строительства этой дороги уже несколько лет лоббируют органы власти Карачаево-Черкесской Республики и Республики Абхазия. А недавно 6 июля 2010 г. о поддержке этого проекта заявил премьер-министр Владимир Путин на заседании Межрегиональной конференции "Единой России" "Развитие Кавказа 2010-2012".
Следом за ним 23 июля 2010 года полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин на заседании общественного совета, посвященного развитию Пятигорска как столицы округа, отметил задачу строительства этой дороги, как первоочередную. А в 2009 году проект этой дороги поддержал Председатель Счетной Палаты Сергей Степашин.
Более того, планы строительства данной дороги не только слова, они имеют уже и документальную основу – данный проект включен в "Комплексную программу социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на период 2010-2015гг."
При этом все чиновники, высказывающие свое одобрение реализации проекта дороги Черкесск-Сухум, "забыли" про такую "мелочь", что его строительство в принципе незаконно, так как старая Военно-Сухумская дорога проходит через территорию Тебердинского заповедника. А строительство дорог на территории заповедников, которые навечно изъяты из хозяйственного пользования, жестко запрещено нормами законодательства. Правовой нигилизм в данном вопросе столь высоких российских чиновников, которые обязаны быть гарантами законности, более чем странен.
Предполагается, что трасса новой дороги пройдет сначала по существующей федеральной автодороге Черкесск-Домбай, и далее на юг в Сухум через Северный приют (КЧР), Клухорcкий перевал, Южный приют (Абхазия), Кодорское ущелье. Между Южным и Северным приютами старая Военно-Сухумская дорога сейчас является, по сути, тропой. И дорогу здесь будет нужно строить практически с нуля. На участке от Северного приюта до границы с Абхазией это строительство планируется осуществлять – во взрывными работами, разрушением естественных ландшафтов и т.п. - в Тебердинском заповеднике.
Однако не только на высокогорном участке строительство данной дороги незаконно. В рамках проекта также потребуется произвести реконструкцию существующей автодороги Черкесск-Домбай на протяженности 30 км от Гоночхирского моста до поселка Домбай. Здесь существующая автодорога также пролегает по территории заповедника. Ведение работ по ее реконструкции и расширению тоже нарушает нормы законодательства и заповедный режим.
Вся эта деятельность нанесет непоправимый ущерб биологическому разнообразию и уникальным экосистемам Северного Кавказа, особенно в высокогорной части заповедника, имеющего площадь всего около 85000 га.
Кроме того, этот проект крайне спорен с точки зрения возможности эксплуатации дороги и его экономической целесообразности.
Как отметил в интервью корреспонденту "Кавказского Узла" заместитель начальника Управления федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесии Анатолий Озов эксплуатация созданной дороги будет иметь сезонный характер. Он сообщил, что "дорога эта может эксплуатироваться очень непродолжительное время, только пять месяцев в году - май, июнь, июль, август, и сентябрь. Но и даже этот временной промежуток, вероятно, можно будет использовать не каждый год: он может уменьшаться до 3-4 месяцев. Это исключительно климатические трудности. Все остальное время дорога эта будет непроходима".
Исходя из этого становится очевидным, что колоссальные затраты на строительство и эксплуатацию этой дороги никогда не окупятся. Общая стоимость проекта оценивается в 30-35 млрд. рублей, из них на строительство российской части автодороги необходимо привлечь не менее 10 млрд. рублей, из средств федерального бюджета. Но в действительности, как показывает практика дорожного строительства в горных района Кавказа, стоимость подобных проектов оказывается намного дороже.
Экологическая Вахта по Северному Кавказу намерена не допустить реализации изначально незаконного строительства дороги Черкесск-Сухум по территории Тебердинского заповедника.
Она направила официальные письма Заместителю Председателя Правительства РФ и Полномочному представителю Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Геннадию Хлопонину, министру природных ресурсов и экологии РФ Юрию Трутневу, Президенту КЧР Борису Эбзееву, в которых указала на исходную незаконность проектирования, согласования и строительства данной дороги и попросила принять меры, направленные на то, чтобы выбор трассы планируемой автодороги был скорректирован или полностью пересмотрен в целях предотвращения нарушений природоохранного законодательства.
Напомним, что в 2003-2004 году рассматривался еще один подобный проект автодороги, которая должная была соединить столицу Карачаево-Черкесской Республики и Адлер, пройдя по территории Кавказского заповедника. Однако этот проект получил отрицательное заключение государственной экологической экспертизы и был остановлен. Экологическая Вахта надеется, что и в отношении проекта дороги Черкесск-Сухум законность и здравый смысл также восторжествуют.
Консультация менеджера по выбору санатория: +7(961) 444-23-23; +7(928) 313-96-46; +7(918) 782-38-46. Звоните! Всего запрошено консультаций - 9009961